-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Konstancia

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 29.07.2010
«аписей: 31787
 омментариев: 39962
Ќаписано: 72416



јфрика в 10 вопросах

¬оскресенье, 17 ћа€ 2020 г. 10:39 + в цитатник

direct

ѕравда ли, что африканцы ед€т бананы, почему близнецов и альбиносов считают колдунами, в чем ошибались первые европейцы, попавшие на континент, тайна местных €зыков и другие вещи, которые нужно знать об јфрике…

1. ѕравда ли, что истори€ человечества началась в јфрике?

—овременна€ наука полагает, что биологический вид Homo sapiens происходит из ¬осточной јфрики. »менно здесь, в центральной части рифтовой долины, на территории ёжной Ёфиопии,  ении или “анзании, много тыс€челетий назад родилс€ первый человек, генетическое и физическое строение которого в целом соответствовало современному.

√енетические исследовани€ доказы­вают, что все люди на «емле происход€т именно от него (вернее, от них — ведь первых людей €вно было двое). Ёта мила€ пара, как полагают, проживала в вы­соких травах восточноафриканской саванны примерно 200 тыс€ч лет назад.

1.Web_Intn.Adam__Eva_Afrika_74KB_11_sec._15_h

ќба наших первопредка были чернокожими: согласно правилу √логера  , уро­вень пигментации кожи человека зависит от тепла и влажности окружающего климата, так что жившие в јфрике первые люди должны были обладать тем­ной кожей, как и сегодн€шние африканцы.

¬ то же врем€ монголоидные и ев­ропеоидные обладатели светлой кожи растер€ли свой пигмент в ходе тыс€че­летий, проведенных вдали от €ркого солнца, в умеренных широтах. Ќо это случилось значительно позже эпохи первых людей: лишь спуст€ сто тыс€ч лет после генетических јдама и ≈вы их потомки вышли из јфрики, чтобы отпра­витьс€ в свое великое путешествие по планете.

2. ¬сегда ли —ахара была великой пустыней?

 огда-то —ахара была еще больше нынешнего  . Ќо окончание последнего лед­никового периода, ознаменованное в умеренных широтах вымиранием мамон­тов и других крупных траво€дных, в јфрике выразилось в повышении уровн€ влажности и росте земель, пригодных дл€ расселени€ человека.

af15759c-f3cf-4f14-9c74-df2159c39f31

ѕустын€ —ахара

—пуст€ всего лишь пару тыс€челетий (дл€ древнего человека не срок) после начала этого влажного периода —ахара по-насто€щему зацвела: редкие оазисы превратились в плодородные долины, по ним потекли широкие полноводные реки, а круп­нейшее озеро ÷ентральной јфрики — „ад — увеличилось в размерах почти в восемь раз. ¬се это позволило неолитическому жителю јфрики довольно бы­стро заселить —ахару.

 огда примерно 7–9 тыс€ч лет назад в регионе ѕлодо­родного полумес€ца, включающего ѕереднюю јзию и долину Ќила, люди на­шли способы возделывать первые зерновые культуры (пшеницу, €чмень, про­со) и одомашнили скот, эти новейшие технологии того времени довольно бы­стро распространились по јфрике к северу от экватора.

¬ дальнейшем —ахара вновь начала пересыхать и постепенно вернулась к ис­ходному пустынному состо€нию. Ќо нет худа без добра: переместившись в долину Ќила, выходцы из нее создали первую на «емле цивилизацию — древнеегипетскую.

3. ƒавно ли африканцы питаютс€ бананами?

IVORYCOAST

—тереотипное убеждение, что африканцы жили исключительно промыслом падающих с неба бананов и манго, не соответствует действительности. Ќи бананы, ни манго, как это ни удивительно, не €вл€ютс€ местными куль­турами и были завезены в јфрику сравнительно недавно. Ѕананы, например, приплыли вместе с переселенцами с островов »ндонезии.

«ато африканцы придумали свои собственные сельскохоз€йственные культуры: в «ападной јфрике одомашнили €мс (до сих пор весьма распространенное там кушанье)  , дикий рис (не тот, что в јзии, но тоже очень вкусный), различные виды проса и масличную пальму.

¬есьма веро€тно, что в јфрике был приручен и особый вид диких копытных — предки сегодн€шних длиннорогих коров африканской саванны.

4. ƒействительно ли в “ропической јфрике не существовало государств до прихода первых европейцев?

“ак думали только сами первые европейцы.  огда в 1871 году на юге јфрики были обнаружены гигантские руины Ѕольшого «имбабве, ученые, путеше­ственники и миссионеры, приезжавшие осматривать их, решили, что «имбабве ни в коем случае не могли построить африканцы.

¬ европейских географиче­ских обществах говорили о том, что строител€ми столь масштабного камен­ного города должны считатьс€ египт€не, римл€не, финикийцы, арабы; что гра­нитна€ башн€ €вл€етс€ акрополем древних греков, а овальный храм — руи­ной легендарных «копей цар€ —оломона».

clip_image003

–уины Ѕольшого «имбабве

Ћишь проведенные здесь позднее работы историков, археологов и этнографов доказали: Ѕольшой «имбабве был сто­лицей мощного южноафриканского государства, созданного народом шона в XII–XIV веках.

¬ «ападной јфрике с древности существовали государства, по могуществу пре­восходившие тогдашние европейские королевства. Ќапример, √ана, о которой арабские путешественники писали, что «золото там растет, как морковь, и собирают его на восходе солнца».

»ли импери€ ћали, чей повелитель  анкан ћуса в 1324 году отправилс€ в паломничество в ћекку, захватив с собой ни много ни мало тринадцать тонн золота дл€ раздачи жител€м ближнево­сточных городов. ѕосле его визита цены на желтый металл в ≈гипте и на Ѕлижнем ¬остоке обрушились минимум на дес€тилетие.

» наконец, круп­нейша€ из западноафриканских империй — —онгаи, по размеру немногим пре­восходивша€ всю «ападную ≈вропу.

¬осточна€ јфрика видела славу и мощь Ёфиопии, богатства городов-госу­дарств «анзибара и  илвы. Ќа юге процветали государства  онго и ћономо­тапа.   началу раздела јфрики европейцами в 1870 году на территории кон­тинента находилось не менее 40 вполне сформировавшихс€ государств — почти столько же, сколько сегодн€.

5. —колько рабов было вывезено из јфрики?

ќбычно называют цифру 10–12 миллионов человек, проданных в рабство из «ападной, ёжной и ¬осточной јфрики в период с XVI по XIX век. “очные цифры вр€д ли могут быть установлены, тем более что не менее 10–15 % рабов умирали еще в пути через океан. Ќо несчастных везли не только на американ­ские плантации.

raby-2

¬ »ндийском океане давние традиции работорговли получили дополнительный стимул, и в XV–XVIII веках посто€нно рос объем вывоза рабов с восточного побережь€ јфрики в ѕерсию, јравию и »ндию.

Ёкспорт неволь­ников через —ахару в ≈гипет и на Ѕлижний ¬осток тоже не ослабевал: почти 90 % евнухов, ценившихс€ при дворах ближневосточных султанов и эмиров, вывозились в обмен на оружие из империи  анем-Ѕорну, раскинувшейс€ по бе­регам озера „ад. ’ороший евнух на Ѕлижнем ¬остоке ценилс€ в дес€ть раз вы­ше самых прекрасных рабынь.

“орговл€ людьми в равной мере лежала на совести как продавца, так и покупа­тел€. ≈вропейские державы редко захватывали рабов самосто€тельно — в этом не было необходимости, ведь их охотно выставл€ли на продажу вожди при­брежных кн€жеств и племен, прекрасно понимавшие, что отправл€ют своих ближних на вечную каторгу или смерть. ћы не знаем, сколько из них испыты­вали при этом муки совести.

clip_image005

¬ јфрике продажа в рабство вообще не считалась преступлением, эта традици€ существовала здесь тыс€челети€ми и была пресе­чена лишь после того, как в середине XIX века торговл€ и владение людьми бы­ли объ€влены вне закона в государствах ≈вропы — јнглии и ‘ранции, а затем и в —Ўј.

ѕоследней страной, где рабство было законодательно запрещено, стала именно та, что осталась вне европейского контрол€, — Ёфиопи€. –абство было отменено там лишь в 1942 году. Ќо и сегодн€ в некоторых районах конти­нента, где центральна€ власть по-прежнему слаба, бытовое рабство продол­жает существовать.

6. —колько в јфрике народов и €зыков?

—овременна€ наука насчитывает на континенте не менее 2000 самосто€тель­ных €зыков, притом что грань между €зыком и диалектом весьма размыта, а многие из них еще толком не изучены.

Ќередко €зык распространен не боль­ше чем на п€ть-шесть деревень, и некоторые страны довольно скромного размера, например  амерун, населены народами, говор€щими на нескольких сотн€х €зыков. ј народов (или этнических групп, как их точнее можно назвать) в јфрике может быть вдвое или втрое больше.

422511_10151343021960277_1706295534_n

Ќеудивительно поэтому, что большинство африканцев с детства свободно владеют несколькими €зыками: своим собственным, парочкой соседских, престижным €зыком всего региона, а также колониальным — английским, французским или португальским, на ко­тором идет преподавание в школах и транслируютс€ телепередачи.

”ченые, впрочем, полагают, что все это €зыковое многообразие происходит всего лишь от четырех великих €зыков-предков и, таким образом, может быть объединено в четыре крупные семьи: афразийскую (преимущественно в —евер­ной и ¬осточной јфрике), нигеро-конголезскую (в «ападной и ёжной јфри­ке), нило-сахарскую (в ¬осточной и ÷ентральной јфрике) и койсанскую — самую загадочную семью €зыков.

7. ¬ чем загадка «щелкающего» €зыка бушменов?

—амой небольшой — всего 30 €зыков, — но зато и самой необычной €зыковой общностью јфрики €вл€етс€ койсанска€, на €зыках которой говор€т живущие в южной части континента скотоводы-готтентоты (они называют себ€ кхой) и полукочевые охотники и собиратели — бушмены (сан).

 ойсанцы представ­л€ют собой одну из самых интересных загадок јфрики, и не только в области €зыка, но и происхождени€. —огласно исследовани€м генетиков, по своему строению геном койсанца резко противостоит геному всех остальных людей на «емле. Ёто может свидетельствовать о том, что предки бушменов и готтен­тотов были первой ветвью, отделившейс€ от родословного дерева всего чело­вечества.

clip_image006

Ѕушмены развод€т огонь

 ойсанские €зыки прославились своими знаменитыми «щелкающими» соглас­ными. Ёти звуки действительно уникальны. ѕощелкивани€ €зыком «ц-ц-ц», которые мы слышали от бабушки в качестве порицани€ за досрочно съеденное варенье, или щелчок €зыком о задние зубы, которым наездник подгон€ет своего впавшего в задумчивость скакуна, мы не рассматриваем как звуки рус­ского €зыка и не используем их в словах.

¬ койсанских же €зыках эти и другие щелчки (лингвисты называют их кликсами, от англ. clicks — «щелчки»), произ­водимые с помощью губ, €зыка, неба и зубов, могут формировать целые слова и даже более частотны, чем обычные согласные звуки.

 ликсы бывают губны­ми (похож на звук сухого поцелу€), зубными (как раз тот самый бабушкин звук с однозначным «не балуйс€»), палатальными (задн€€ часть €зыка соприкаса­етс€ с небом), альвеол€рными (кончик €зыка прикасаетс€ к альвеолам над верхними зубами) и боковыми (участвуют €зык, задние зубы и щека, это и есть звук жоке€).

ѕеречисленные п€ть кликсов называют «основами», однако в большинстве койсанских €зыков к ним присоедин€етс€ еще и артикул€ци€, в которой участвуют голосовые св€зки, — и иногда количество этих артикул€­ций (или «исходов») едва не достигает двух дес€тков. “ак что, например, в €зы­ке бушменов къхонг насчитывают не менее 70 щелкающих звуков.

bushmen

ќ происхождении кликсов имеютс€ различные гипотезы: весьма веро€тно, что эти звуки были обычными дл€ €зыка первобытного человека, а впоследствии исчезли везде, кроме јфрики. Ќо не менее удивительным, чем щелкающие звуки, кажетс€ и набор гласных в койсанских €зыках.

¬ том же къхонг, по неко­торым подсчетам, гласных звуков 88 (в русском всего шесть). ќни могут быть долгими, краткими, носовыми, произносимыми с гортанной и задне€зычной артикул€цией. ќсобую серию составл€ют так называемые шепотные гласные, требующие заметно меньшего участи€ голосовых св€зок при произнесении.

Ћингвисты тер€ютс€ в поисках ответа на вопрос, какую роль играет такое коли­чество гласных звуков дл€ функционировани€ €зыка и почему нельз€ было обойтись их меньшим количеством. ¬озможно, эти загадки и есть следствие глубокой древности €зыка койсанцев, который некоторые ученые склонны считать остатком самого первого €зыка человечества.

8. ¬о что вер€т африканцы?

Ќесмотр€ на то что сегодн€шн€€ јфрика почти поровну разделена между хри­стианами и мусульманами, ни те ни другие никогда не утрачивали своих древ­них традиций. ∆ители “ропической јфрики издавна не отличались особой преданностью одной религиозной системе и не привыкли к суровым тотали­тарным догмам религии, так полюбившимс€ европейцам или жител€м Ѕлиж­него ¬остока.

56274.p

≈ще средневековые арабские хроники с горечью констатировали, что даже правители исламских государств јфрики, формально прин€в новую веру, продолжали участвовать в традиционных церемони€х и не стесн€ли себ€ в еде в течение св€щенного мес€ца –амадан.

ќни пренебрежительно относи­лись к необходимости п€тикратных ежедневных молитв и не понимали, зачем ограничивать себ€ четырьм€ женами, когда можно завести сто сорок четыре.

¬ XIV веке мусульманин »бн Ѕаттута с возмущением писал о том, как дочери африканских правителей-мусульман танцевали на улицах города, не только не закрыва€ лиц, но и вообще обнаженными.  ресть€не же в массе продолжали придерживатьс€ религии своих предков, и если даже ходили в мечеть, то от прежних верований отказыватьс€ вовсе не спешили.

ƒа и сегодн€ почитание предков, духов природы (камни, деревь€ и рощи, реки и озера), св€щенных тотемных животных прекрасно уживаетс€ с посещением церкви или мечети. ћногие африканцы полагают, что ’ристос выполн€ет просьбы безвозмездно, но не всегда и не сразу, тогда как местный дух «ангбето более пунктуален и оперативен, но слишком много берет взамен.

¬ √ане же многие традиционные жрецы используют в своих церемони€х не только толче­ные черепа обезь€н, амулеты и курени€, но и —в€щенное ѕисание. ƒл€ стопро­центного эффекта на вс€кий случай к ним могут присоединить и  оран.

clip_image009

¬ современном обществе вера и религи€ — вещи очень разные. “ак, кто-то может вовсе не ходить в церковь и не знать толком ни одного православного праздника, кроме ѕасхи, но при этом верить в Ѕога, а также в черную кошку, гороско­пы и эзотерическое живое знание.

 роме того, сфера действи€ сверхъесте­ственных сил посто€нно сужаетс€: большинство из нас больше не считают мол­нию божественной дланью, а в заговоры, ворожбу и сонники вер€т только са­мые отча€нные энтузиасты.

¬ традиционном африканском обществе все по-другому. —ознание африканца вообще не предполагает разделени€ мира на естественное и сверхъестествен­ное. ƒл€ него этих пон€тий просто не существует: мир богов, духов, людей и животных един.

ƒа, некоторые существа в нем невидимы глазу, но, как сказал житель ”ганды, «клоп тоже невидимый, но никому же не приходит в голову говорить о его сверхъестественности». “ем более, добавил он после длительного размышлени€, духи могут показыватьс€ человеку в любом обли­чье, если захот€т, а вот клопы никогда этого не делают.

9. јфрика всегда славилась своим колдовством. Ќасколько оно сегодн€ распространено на континенте?

ѕрактически любые беды, происход€щие с человеком, семьей, городом или даже государством, в јфрике по сей день приписываютс€ колдовству. ѕадеж скота, отсутствие дожд€, неожиданна€ смерть от болезни, гибель новорожден­ного ребенка или урожай зерна, съеденный птицами по недосмотру заснувшего сторожа, — все это имеет только одну причину: кто-то из недоброжелателей применил черную магию против жителей.

Ёто простое объ€снение, как ни странно, действительно помогает не только понимать мир, но и справл€тьс€ с трудност€ми. ≈сли человек заболел, это всего лишь значит, что ночью на крыле летучей мыши в его дом прилетел колдун и вставил зловредный фе­тиш  в его тело.

pict_becdf2e8051549bb8330c03b06c99c80

—мерть будет неминуемой, если только целитель (тот же кол­дун, только очень добрый) не сможет его достать. ÷елителю, впрочем, это обычно удаетс€: после целого р€да церемоний и манипул€ций с телом боль­ного человека он ловко высасывает из жертвы колдуна пучок травы, птичьи перь€ или камни.

“акое лечение оказывает сильнейший психотерапевтический эффект на боль­ного: ощуща€ себ€ заколдованным, люди нередко умирают просто от страха, после же процедуры «излечени€» от колдовских чар пациент непременно поверит в выздоровление. Ќу а если болезнь все же прикончит его, близкие будут знать: колдовские чары были слишком сильны, нужно было заплатить целителю больше денег.

— колдовством не может справитьс€ даже XXI век. «аконами целого р€да стран колдовство официально запрещено, на —ейшельских островах колдуны гри-гри объ€влены вне закона и разыскиваютс€ как самые насто€щие преступники.

ѕравительства африканских государств создают специальные «лагер€ ведьм», в которые своз€т со всех концов страны колдунов и колдуний, изгнанных из своих домов сородичами.  олдунов часто наход€т среди увечных, хромых, глухих людей, ими почти неизбежно будут считатьс€ альбиносы, нередко страх колдовства распростран€етс€ на детей-близнецов, которых во многих районах јфрики считают предвестниками несчасть€ дл€ общины.

Witchcraft2_1

Ѕывают случаи, когда под воздействием антиколдовской истерии, под прессом которой посто€нно живет африканец, человек сам начинает ощущать себ€ кол­дуном или ведьмой. Ќо после проведени€ над ним определенного обр€да чары рассеиваютс€, и вчерашн€€ ведьма будет всю жизнь считать себ€ излеченной.

10. ѕравда ли, что јфрика наполнена множеством неведомых науке заболеваний?

≈ще недавно перед лихорадкой Ёбола прочие болезни јфрики отступали в об­щественном мнении на второй план, но самыми т€жкими недугами на конти­ненте продолжают оставатьс€ мал€ри€, желта€ лихорадка, тиф, сонна€ болезнь (трипаносомоз), амебиаз, шистоматоз и, конечно, —ѕ»ƒ, по широте распро­странени€ которого јфрика лидирует среди континентов.

Ѕольшинство болез­ней можно с лег­костью предотвратить прививкой: это, прежде всего, брюшной тиф и жел­та€ лихорадка. Ќо, к примеру, прививок от мал€рии не существует. Ёта бо­лезнь существует в тропических регионах јфрики уже дес€тки тыс€ч лет, и ежегодно от мал€рии умирают от полутора до трех миллионов человек — в 15 раз больше, чем от —ѕ»ƒа, и в 500 раз больше, чем от Ёболы.

malyariya

ѕо некото­рым подсчетам, каждые 30 секунд от мал€рии в јфрике умирает ребенок. ¬плоть до конца XIX века мал€ри€ убивала тыс€чи европейских переселенцев в јфрику, пока открытие хинина не сделало победу над этой болезнью возможной.

“рипаносомоз, или сонна€ болезнь, передаетс€ той самой мухой цеце, которую хорошо знают и бо€тс€ все российские дети. ¬ообще-то, цеце охотитс€ в основ­ном за коровами и €вл€етс€ причиной крупнейших эпидемий дл€ скотоводов саванны. Ќо и дл€ человека ее укус страшен.

ƒаже если трипаносомоз не ле­чить, смерть наступает только спуст€ несколько лет, однако современна€ меди­цина вооружена мощным арсеналом средств, позвол€ющих уничтожить бо­лезнь практически на любой стадии.   тому же муху цеце можно легко отпуг­нуть не только репеллентами, но и просто-напросто свободной белой одеждой.

ƒруга€ прославленна€ африканска€ болезнь — амебиаз, или амебна€ дизенте­ри€. ≈е возбудител€, дизентерийную амебу, можно легко заглотнуть вместе с сырой водой.

»менно поэтому в јфрике следует соблюдать осторожность с водой — пить ее только из фабрично закупоренных бутылок либо кип€тить, а при отсутствии такой возможности обильно разбавл€ть таблетками хлора. ¬ода от этого приобретает стойкий отвратительный вкус, но зато сохран€ет жизнь и здоровье. Ќу а с заболеванием успешно справл€ютс€ антимикробные препараты.

ѕрозванный «чумой XX века» ¬»„, как полагают, возник у обезь€н в  онго и был передан люд€м в конце XIX или начале XX века. —егодн€ в мире око­ло 34 миллионов ¬»„-инфицированных, две трети из которых живут в јфрике к югу от —ахары.

ѕо счастью, болезнь уже миновала свой пик и количество людей, зараженных ¬»„, постепенно спадает. ќднако носител€ми вируса по-прежнему €вл€ютс€ до 26 % населени€ —вазиленда, до 23 % населени€ Ѕотсваны и 17 % жителей ёј–.

 

ѕо материалам книги  ирилла Ѕабаева и јлександры јрхангельской «„то такое јфрика» (2015).

–убрики:  ¬ мире
ћетки:  

ѕонравилось: 3 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку