-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Konstancia

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 29.07.2010
«аписей: 31260
 омментариев: 39081
Ќаписано: 70999


√лавное правило жизни, которому учит философи€  анта

—уббота, 06 »юл€ 2019 г. 09:15 + в цитатник
 

 то такой »ммануил  ант

¬ зависимости от вашей точки зрени€  ант был либо скучнейшим человеком на планете, либо воплощением мечты любого адепта продуктивности. Ѕольше 40 лет подр€д он просыпалс€ в п€ть утра и ровно три часа писал. „етыре часа читал лекции в университете, потом обедал в одном и том же ресторане. ¬о второй половине дн€ он выходил на длительную прогулку по одному и тому же парку, шЄл одной и той же дорогой, возвращалс€ домой в одно и то же врем€.  аждый день.

 ант всю жизнь провЄл в  Єнигсберге (нынешнем  алининграде). ќн в буквальном смысле никогда не покидал город. ’от€ море было всего в часе езды, он никогда его не видел. ќн настолько автоматизировал свои привычки, что соседи шутили: «ѕо нему можно свер€ть часы». ќн выходил на ежедневную прогулку в 15:30, каждый вечер ужинал с одним и тем же другом, потом возвращалс€ домой закончить работу и ложилс€ спать в 22:00.  ак не посме€тьс€ над таким человеком. Ќу и зануда! —ерьЄзно, чувак, начни уже жить.

“ем не менее  ант был самым вли€тельным мыслителем в современной истории. ќн сделал больше дл€ судьбы мира, чем многие короли и армии до и после него.

ќн так описал пространство-врем€, что это вдохновило Ёйнштейна на открытие принципов относительности. ќн впервые высказал идею, что у животных потенциально могут быть права. ќн переосмыслил этику от начала до конца, ниспровергнув идеи, которые были в основе западной цивилизации со времЄн јристотел€. ƒемократическое общество, которое защищает права личности, частично его заслуга. ≈го учение о морали до сих пор обсуждают в университетах. ƒавайте и мы поговорим об этом человеке.

 
 

¬озможно, вы скажете, что это полна€ ерунда.  ому вообще есть до этого дело? Ќо в самих этих фразах — про€вление моральной философии. ѕроизнос€ их, вы подвергаете сомнению ценность какого-то €влени€. —тоит ли оно вашего времени и внимани€? ќно лучше или хуже других? “акие вопросы относ€тс€ к сфере морали.

¬ чЄм заключаетс€ моральна€ философи€  анта

ћоральна€ философи€ определ€ет наши ценности — что дл€ нас важно, а что неважно. ÷енности определ€ют наши решени€, поступки и убеждени€. ѕоэтому моральна€ философи€ затрагивает абсолютно всЄ в нашей жизни.

ћоральна€ философи€  анта уникальна и на первый взгл€д противоречит интуиции. ќн был уверен: что-то может считатьс€ хорошим, только если оно универсально. Ќельз€ назвать поступок правильным в одной ситуации и неправильным в другой.

≈сли лгать — плохо, значит, это всегда плохо, кто бы и когда бы это ни делал.  ант назвал такие универсальные этические принципы категорическими императивами. Ёто правила, по которым нужно жить. ќни действуют в любых ситуаци€х дл€ любого человека. Ќекоторые из них были разгромлены другими философами в пух и прах, другие выдержали испытание временем. ќдин из императивов поразил мен€ больше всего. ¬ любой ситуации он чЄтко указывает, как нужно действовать и почему.

ѕоступай так, чтобы ты всегда относилс€ к человечеству и в своЄм лице, и в лице вс€кого другого так же, как к цели, и никогда не относилс€ бы к нему только как к средству.

Ќичего не пон€тно! Ќо давайте притормозим на минутку.  ант считал, что рациональность св€щенна. ѕод рациональностью здесь подразумеваетс€ не умение играть в шахматы или разгадывать судоку, а сознание.

Ќасколько сейчас известно, мы единственный во ¬селенной пример разумной самоорганизации. ≈динственные существа, которые способны принимать решени€, взвешивать варианты и оценивать моральные последстви€ своих действий. «начит, нам нужно относитьс€ к этому серьЄзно. «начит, рациональность и охрана сознательного выбора должны быть основой моральных суждений. „то именно дл€ этого делать? —мотрите правило выше.

 ак это касаетс€ нашей жизни

‘илософи€  анта: как это касаетс€ нашей жизни

ƒавайте сформулируем правило более пон€тным €зыком.

  человеку никогда нельз€ относитьс€ только как к средству дл€ достижени€ какой-то цели. ќтноситесь к нему как к самосто€тельной цели.

„тобы стало ещЄ пон€тнее, разберЄм на примерах. ƒопустим, € хочу съесть буррито. я сажусь в машину и еду в любимый ресторанчик мексиканской кухни. ¬ этой ситуации съесть буррито — это мо€ конечна€ цель. »менно поэтому € сажусь в машину, заезжаю по пути на заправку и так далее. ¬сЄ это средства дл€ достижени€ цели.

 онечна€ цель — то, что мы хотим, само по себе. Ёто главный мотивирующий фактор наших решений и поступков. ≈сли € еду за буррито, потому что мо€ жена его захотела, а € хочу еЄ порадовать, то буррито больше не конечна€ цель.  онечна€ цель — сделать при€тное жене. Ќо если € хочу сделать ей при€тное, чтобы вечером у мен€ было больше шансов на секс, радость жены — это тоже не цель, а средство дл€ получени€ секса.

—корее всего, после последнего примера вы подумали, что € какой-то мерзкий тип. Ёто именно то, о чЄм говорил  ант. ќтношение к человеку как к средству дл€ достижени€ своей цели — это основа аморального поведени€.

ѕроверим, применимо ли это правило к другим поступкам:

  • Ћгать неэтично, потому что вы дезориентируете человека дл€ достижени€ собственных целей. “о есть используете его как средство.
  • ∆ульничать неэтично, потому что так вы подрываете ожидани€ других разумных существ. ¬ы относитесь к правилам, на которые согласились вместе с другими, как к средству дл€ достижени€ своей цели.
  • ѕрибегать к насилию неэтично по тем же причинам: вы используете человека дл€ достижени€ личных или политических целей.

„то ещЄ попадает под действие этого принципа

Ћень

я ленюсь не меньше других и часто виню себ€ за это. ¬се мы знаем, что, бездельнича€, неизбежно вредим себе в долгосрочной перспективе. Ќо почему-то это не останавливает. ќднако, с точки зрени€  анта, лень неэтична вовсе не поэтому.

ќн считал, что у каждого человека есть моральный долг: всегда поступать наилучшим образом. Ќе дл€ выгоды, самооценки или общественной пользы. Ќужно старатьс€ сделать всЄ от себ€ завис€щее, потому что иначе вы относитесь к себе как к средству, а не как к цели.

—ид€ на диване и в двадцатый раз обновл€€ ленту в соцсет€х, вы используете своЄ сознание и внимание только как средство дл€ получени€ удовольстви€.

¬ы не раскрываете весь потенциал своего сознани€. —огласно  анту, это не просто плохо, а неэтично.

«ависимость

‘илософи€  анта: зависимость Ч это неэтично

ќбычно мы считаем зависимость аморальной, потому что она наносит вред окружающим. Ќо  ант утверждал, что злоупотребление алкоголем в первую очередь аморально по отношению к самому себе.

ќн не был совсем занудой. «а обедом  ант выпивал немного вина, а по утрам курил трубку. ќн не выступал против всех удовольствий. ќн был против чистого эскапизма.  ант считал, что нужно смотреть проблемам в лицо. „то страдание иногда оправданно и необходимо. ѕоэтому использовать алкоголь или другие средства дл€ того, чтобы убежать от жизни, неэтично. ¬ы используете свой рассудок и свободу как средство дл€ достижени€ определЄнной цели. ¬ данном случае — чтобы в очередной раз словить кайф.

∆елание угодить другим

„то же тут неэтичного, скажете вы. –азве старание сделать людей счастливыми не про€вление нравственности? Ќе в том случае, когда вы делаете это ради одобрени€.  огда вы хотите угодить, ваши слова и поступки больше не отражают насто€щие мысли и чувства. “о есть вы используете самого себ€ дл€ достижени€ цели.

Ќо дальше — хуже. ¬ы мен€ете своЄ поведение, чтобы понравитьс€ другим. ћанипулируете их представлени€ми о вас, чтобы получить одобрение. ј значит, используете их как средство дл€ достижени€ цели. Ёто основа токсичных отношений.

ћанипул€ции и принуждение

ƒаже когда вы не лжЄте, но общаетесь с человеком, чтобы получить от него что-то без его чЄтко выраженного согласи€, вы ведЄте себ€ неэтично.  ант придавал много значени€ согласию. ќн считал, что это единственна€ возможность дл€ здоровых взаимоотношений между людьми. ƒл€ того времени это была радикальна€ иде€, да и сегодн€ нам трудно еЄ прин€ть.

—ейчас вопрос согласи€ острее всего стоит в двух сферах. ¬о-первых, секс и романтические отношени€. ѕо правилу  анта, всЄ, кроме чЄтко выраженного и трезвого согласи€, этически неприемлемо. —егодн€ это особенно наболевший вопрос. Ћично у мен€ впечатление, что люди его слишком усложн€ют. ”же начинает казатьс€, что на свидании нужно 20 раз спросить разрешени€, прежде чем что-то сделать. Ёто не так.

√лавное — про€вл€ть уважение. —кажите, что вы чувствуете, спросите, что чувствует другой человек, и с уважением примите ответ. ¬сЄ. Ќикаких сложностей.

”важение занимает важное место в системе ценностей  анта. ќн утверждал, что у всех разумных существ есть достоинство и с этим нужно считатьс€. ¬опрос о согласии — это демонстраци€ уважени€. Ћюбые действи€ без согласи€ между двум€ людьми в какой-то степени неуважительны. ¬сЄ это звучит несколько старомодно, но проблема согласи€ затрагивает любые человеческие отношени€, и еЄ последстви€ огромны.

ƒруга€ проблематична€ сфера — продажи и реклама. ѕочти все маркетинговые стратегии стро€тс€ на отношении к люд€м как к средству дл€ получени€ денег.  ант назвал бы это неэтичным. ќн с сомнением относилс€ к капитализму, счита€, что невозможно накопить состо€ние, не прибега€ к каким-то манипул€ци€м и принуждению. ќн не был антикапиталистом (коммунизма тогда ещЄ не существовало), но ошеломл€ющее экономическое неравенство его беспокоило. ѕо его мнению, моральный долг каждого, кто накопил значительное состо€ние, — раздать большую часть нуждающимс€.

ѕредубеждени€

” многих мыслителей эпохи ѕросвещени€ были расистские взгл€ды, в то врем€ это было распространено. ’от€  ант тоже высказывал их в начале карьеры, позднее он сменил мнение. ќн пон€л, что ни у одной расы нет права порабощать другую, ведь это классический пример отношени€ к люд€м как к средству дл€ достижени€ цели.

 ант стал €ростным противником колониальной политики. ќн говорил, что жестокость и угнетение, необходимые дл€ порабощени€ народа, разрушают человечность людей независимо от их расы. ƒл€ того времени это была настолько радикальна€ иде€, что многие называли еЄ абсурдной. Ќо  ант считал, что единственный способ предотвратить войны и угнетение — это международное правительство, объедин€ющее государства. Ќесколько веков спуст€ на основе этого была создана ќрганизаци€ ќбъединЄнных Ќаций.

—аморазвитие

Ѕольшинство философов ѕросвещени€ считали, что лучший способ жить — как можно больше увеличивать счастье и сокращать страдани€. “акой подход называетс€ утилитаризмом. Ёто и сегодн€ самый распространЄнный взгл€д.

 ант смотрел на жизнь совершенно по-другому. ќн считал так: если хочешь сделать мир лучше, начни с себ€. ¬от как он это объ€сн€л.

¬ большинстве случаев невозможно узнать, заслуживает человек счасть€ или страдани€, потому что невозможно узнать его насто€щие намерени€ и цели. ƒаже если стоит сделать кого-то счастливым, неизвестно, что именно дл€ этого нужно. ¬ы не знаете чувств, ценностей и ожиданий другого человека. Ќе знаете, как ваш поступок на нЄм скажетс€.

  тому же не€сно, из чего именно состоит счастье или страдание. —егодн€ развод может причин€ть вам невыносимую боль, а через год вы будете считать это лучшим, что с вами происходило. ѕоэтому единственный логичный способ сделать мир лучше — это стать лучше самому. ¬едь единственное, что вы знаете хоть сколько-то точно, — это вы сами.

 ант определ€л саморазвитие как способность придерживатьс€ категорических императивов. ќн считал это долгом каждого. — его точки зрени€, награда или наказание за невыполнение долга даЄтс€ не в раю или аду, а в той жизни, которую каждый создаЄт дл€ себ€. —ледование моральным принципам делает жизнь лучше не только дл€ вас, но и дл€ всех вокруг. “очно так же нарушение этих принципов создаЄт лишние страдани€ дл€ вас и окружающих.

ѕравило  анта запускает эффект домино. —тав честнее с собой, вы станете честнее и с другими. Ёто, в свою очередь, вдохновит людей быть честнее с собой и внесЄт позитивные изменени€ в их жизнь.

≈сли бы правила  анта придерживалось достаточное количество людей, мир изменилс€ бы к лучшему. ѕричЄм сильнее, чем от целенаправленных действий какой-то организации.

—амоуважение

”важение к себе и уважение к окружающим взаимосв€заны. ќбращение с собственной психикой — это шаблон, который мы примен€ем дл€ взаимодействи€ с другими людьми. ¬ы не добьЄтесь больших успехов с другими, пока не разберЄтесь с собой.

—амоуважение не в том, чтобы лучше себ€ чувствовать. Ёто понимание своей ценности. ѕонимание, что каждый человек, кем бы он ни был, заслуживает базовых прав и уважени€.

— точки зрени€  анта, говорить себе, что ты ничего не сто€щий кусок дерьма, так же неэтично, как говорить это другому человеку. ѕричин€ть вред себе так же отвратительно, как причин€ть вред окружающим. ѕоэтому любовь к себе и забота о себе — это не то, чему можно научитьс€, и не то, что можно практиковать, как говор€т сегодн€. Ёто то, что вы призваны культивировать в себе с точки зрени€ этики.

 ак это повли€ло на мен€ и как может повли€ть на вас

‘илософи€  анта: как это повли€ло на мен€ и как может повли€ть на вас

‘илософи€  анта, если глубоко в неЄ погрузитьс€, полна противоречий. Ќо его первоначальные идеи настолько сильны, что, несомненно, изменили мир. » изменили мен€, когда € наткнулс€ на них год назад.

Ѕольшую часть времени в промежутке от 20 до 30 лет € потратил на некоторые пункты из вышеперечисленного списка. ћне казалось, они сделают мою жизнь лучше. Ќо чем больше € к этому стремилс€, тем опустошЄннее себ€ чувствовал. „тение  анта стало озарением. ќн открыл дл€ мен€ удивительную вещь.

Ќе так важно, что именно мы делаем, важна цель этих действий. ѕока вы не нашли правильную цель, вы не найдЄте ничего сто€щего.

 ант не всегда был помешанным на распор€дке занудой. ¬ молодости он тоже любил повеселитьс€. ќн засиживалс€ допоздна с друзь€ми за вином и картами. ќн поздно вставал, слишком много ел и устраивал большие вечеринки. “олько в 40  ант забросил всЄ это и создал свой знаменитый распор€док. ѕо его словам, он осознал нравственные последстви€ своих действий и решил, что больше не позволит себе растрачивать драгоценное врем€ и силы.

 ант называл это «развивать характер». “о есть строить жизнь, стара€сь максимально раскрыть свой потенциал. ќн считал, что у большинства не получитс€ развить характер до зрелого возраста. ¬ молодости людей слишком соблазн€ют различные удовольстви€, их бросает из стороны в сторону — от воодушевлени€ к отча€нию и обратно. ћы слишком зациклены на накоплении средств и не видим, какие нами двигают цели.

„тобы развить характер, человек должен научитьс€ управл€ть своими поступками и собой. ћало кто сможет добитьс€ этой цели, но  ант считал, что это именно то, к чему каждый об€зан стремитьс€. ≈динственное, к чему стоит стремитьс€.

–убрики:  »нтересное
ћетки:  


ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



варини€   обратитьс€ по имени спасибо.замечательный пост.. —уббота, 06 »юл€ 2019 г. 12:10 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Nechaeva_Olga   обратитьс€ по имени —уббота, 06 »юл€ 2019 г. 16:23 (ссылка)
Ѕлагодарю.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку