-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Konstancia

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 29.07.2010
«аписей: 31637
 омментариев: 39908
Ќаписано: 72211



–азвитие фарфорового производства в –оссии

¬торник, 27 јвгуста 2013 г. 21:00 + в цитатник

–азвитие фарфорового производства в –оссии
ѕредметы из ќхотничьего сервиза. ’ран€тс€ в √атчинском дворце.

¬ начале 18 века фарфор считалс€ в ≈вропе редким и желанным предметом роскоши. » многие правители мечтали заполучить секрет прибыльного фарфорового производства.

ѕетр I тоже интересовалс€ фарфором, посещал европейские заводы, направл€л в ћейсен ёри€  ологривова с целью разузнать немецкий секрет, пробовал привлекать иностранцев дл€ налаживани€ фарфорового производства в –оссии.

ѕетра I восхищала красива€ и необычна€ фарфорова€ керамика. Ќаверное, в те времена она казалась насто€щим чудом и волшебством: совершенна€ по цвету, гладкости, форме… » император выписывал себе из-за границы разные фарфоровые предметы домашнего обихода: вазы с российским гербом, бритвенные тазики, аптекарские сосуды и разные другие предметы.

 

ѕроисхождение слова ‘арфор

¬ русский слово «фарфор» пришло из персидского €зыка. —ловом «фахфур» персидские купцы называли китайскую посуду из белой полупросвечивающейс€ керамики, которой они торговали в ≈вропе.

јнглийское название фарфора – porcelain (пќрслин), порцеллан или порцелин произошло от италь€нского слова porcellino (порчел»но), что переводитс€ как «поросЄнок». Ќо порчелино — это не только маленька€ свинка, но и ракушка. ¬о времена разгадывани€ секретного рецепта фарфора, италь€нцы предполагали, что именно эти морские раковины, добавленные в керамическую массу, придают фарфору его неповторимые свойства.

Ќевска€ порцелинова€ мануфактура

ѕервый русский фарфоровый завод по€вилс€ только спуст€ 2 дес€тилети€. ѕридворна€ порцелинова€ мануфактура возникла во времена правлени€ дочери ѕетра — ≈лизаветы.

¬ ѕетербург из —токгольма приехал специалист по керамике — ’ристиан  онрад √унгер, а его помощником стал ƒмитрий ¬иноградов, молодой русский учЄный, бывший сокурсником ћихаила Ћомоносова. » они приступили к поиску секрета производства фарфора.

√жельска€ глина считалась наиболее подход€щей дл€ опытов и в конце 1744 г. √унгер и ¬иноградов начали эксперименты. Ќо довольно стало пон€тно, что заграничный специалист √унгер не может помочь нам в этом деле, потому что не обладает достаточными знани€ми. » его отстранили от дел.

ќткрытие тайны фарфора

» вот ƒмитрий ¬иноградов стал проводить опыты по получению фарфора самосто€тельно, судьба фарфоровой мануфактуры оказалась в его руках.

Ќаконец, в 1747-1748 годах ¬иноградов сумел получить достаточно белый и прозрачный фарфор с глазурью, котора€ не отставала от издели€. ≈го первым фарфоровым изделием стала чашечка, украшенна€ виноградной лозой и буквой W.

”чЄный разработал точный технологический цикл производства фарфора, организовал этот процесс на мануфактуре и в 1752 году написал научную работу «ќписание чистого порцелина, как оной в –оссии при —анкт-ѕетербурге делаетс€».

÷енность русского фарфора дл€ нашей страны была в том, что он был изготовлен из нашего отечественного сырь€, что значительно снижало расходы на производство.
–усский фарфор ¬иноградова был очень качественным и не уступал по этому параметру саксонскому. ј полученный состав фарфоровой массы был близок к китайскому рецепту.

ѕервый русский фарфор

ѕервые издели€ из раннего русского фарфора были небольшими. ѕорцелинова€ мануфактура выпускала фарфоровые пуговицы, чашки, табакерки, курительные трубки, декоративные части дл€ столовых предметов (ножей и вилок), набалдашники дл€ тростей.

—пуст€ несколько лет, в конце 1756 года, наши мастера научились делать и крупные предметы. ƒл€ этого нужен был большой горн дл€ обжига фарфора, который ¬иноградов как раз построил и успешно испытал к этому времени.

—ервиз —обственный

¬ эти годы ≈лизавета II заказала ему изготовление первого столового сервиза.  оторый потом стали называть «—обственный».

–азвитие фарфорового производства в –оссии
ѕредметы из первого русского фарфорового сервиза «—обственный», изготовленного ƒ. ¬иноградовым дл€ императрицы ≈лизаветы ѕетровны.

Ѕела€ поверхность фарфора сервиза —обственный покрыта рельефной сеточкой, в местах перекрещени€ которых посажены лиловые незабудки (они прописаны золотом и пурпуром). ј глубокие предметы, чь€ основна€ поверхность дл€ украшени€ находитс€ снаружи, украшены рельефными гирл€ндами разноцветных цветочков, которые были вылеплены вручную.

’удожественный фарфор в –оссии при ≈катерине II

≈катерина II всегда покровительствовала фарфоровому производству. ¬ 1765 году она переименовала ѕорцелиновую мануфактуру в »мператорский фарфоровый завод. ”правл€ющим на нем был кн€зь јлександ𠬈земский. ќн расширил завод, привлЄк на него европейских мастеров. ѕри ¬€земском увеличилс€ выпуск продукции и расширились рынки сбыта, что увеличило доходы. ƒа и превосходные фарфоровые издели€, распростран€€сь по стране, постепенно начинали рекламировать сами себ€, раду€ хоз€ев, которые гордились своим приобретением. » привлека€ новых покупателей из числа их гостей и знакомых.

ƒл€ того, чтобы продать первый русский фарфор, в эпоху правлени€ ≈лизаветы ѕетровн, приходилось размещать объ€влени€ о приеме заказов. “о есть — искать покупателей. —прос был невелик. ј при ≈катерине II ситуаци€ изменилась, по€вилс€ стабильный спрос на фарфор, поэтому возникли склады и магазины фарфора.

–асцвет русского художественного фарфора пришЄлс€ на «золотой век» ≈катерины.

¬ 1779 году на »мператорский фарфоровый завод (»‘«) пригласили талантливого скульптора — ∆ана-ƒоминика –ашетта. ќн стал главным модельмейстером (заведовал скульптурной частью до 1804 г.), то есть определ€л форму посуды, еЄ дизайн. –аботы –ашетта отличала классическа€ строгость и €сность. » этот скульптор, в большей части, определил художественный стиль русского фарфора, который выпускалс€ в это врем€ на »‘«. –ашетт стал автором около 150 моделей фарфоровых изделий.

‘арфоровые сервизы

 онечно, небольшие вещи и наборы из фарфора, предметы домашнего обихода тоже радовали своей красотой и из€ществом, но только роскошные парадные сервизы из сотен предметов могут в полной мере проиллюстрировать великие достижени€ художественного фарфорового искусства того времени. ѕоража€ красотой, мастерством и из€щностью мысли их автора.

јрабесковый сервиз состо€л из 973 предметов. ≈го украшали фрески, написанные в стиле тех, что нашли при раскопках на стенах ѕомпеи и √еркуланума.

ялтинский сервиз прославл€л русский флот и иллюстрировал процветание отечественной торговли.

 абинетский сервиз состоит из 800 предметов, и в его медальонах — рисунки античных архитектурных пам€тников »талии.

–азвитие фарфорового производства в –оссии
 абинетский сервиз — предметы из фонда √осударственного музе€ ј. —. ѕушкина.

—ервиз с каме€ми

¬ подарок √ригорию ѕотемкину ≈катерина II заказала во ‘ранции (в —евре) знаменитый сервиз с каме€ми, состо€вший из более чем 700 предметов. ≈го доставили в –оссию в 1779 году с —еврской мануфактуры. » до 1782 года сервиз с каме€ми находилс€ во владени€х кн€з€ — в “аврическом дворце ѕетербурга. ѕосле его смерти его передали на хранение в сервизные кладовые «имнего дворца и потом использовали на торжественных обедах.

–азвитие фарфорового производства в –оссии
ќтдельные предметы из столового сервиза с каме€ми, м€гкий фарфор, —евр, ‘ранци€.

Ётот уникальный сервиз стал первым столовым фарфоровым сервизом —еврской мануфактуры в стиле классицизма, дл€ которого были изготовлены специальные формы, которые больше нигде не примен€лись.

—ервиз с каме€ми выполнен в бирюзово-васильковых тонах с позолотой, декорирован вставками из камей (копи€ми знаменитых античных камей из коллекции Ћюдовика XVI).  аме€ — это украшение в форме медальона, вырезанное из декоративного камн€ или морских раковин, в котором рельефное изображение выступает над поверхностью (миниатюрный барельеф).

–азвитие фарфорового производства в –оссии
ѕосуда из сервиза императрицы ≈катерины II — сервиз с каме€ми, изготовлен в —евре (‘ранци€), 1778-1779 г.г.

ѕри изготовлении этого сервиза была применена нова€ технологи€ нанесени€ изображени€ — способом печати по трафаретам. Ќа отдельных предметах сервиза: сахарницах, мороженицах, бутылочных передачах сначала оставл€ли гнезда под эти рельефные украшени€, а потом в них вставл€ли камеи. »х делали отдельно из керамической массы, которую специально изобрели дл€ этих целей.

Ќе удержусь, покажу вам фото јрабескового зала — парадного зала Ѕольшого ÷арскосельского дворца, созданного дл€ императрицы ≈катерины II по проекту архитектора „арльза  эмерона в античном стиле. ѕросто посмотрите на цвета и линии. Ќичего вам не напоминает?

–азвитие фарфорового производства в –оссии
»нтерьеры јрабескового зала.

—ын ≈катерина II, император ѕавел I, тоже интересовалс€ фарфоровым производством.

≈го заказы на сервизы отражали характер государ€. ƒело в том, что ѕавел ѕетрович предпочитал вести уединЄнный образ жизни и сервизами на 8-20 персон успешно и полно сервировали его обычный стол. ¬ то же врем€ в моду вошли обеденные сервизы »dejeuner» (дужени) на две персоны.

√урьевский сервиз

√урьевский сервиз стал самым значительным произведением фарфорового искусства первой четверти 19 в. ≈го назвали по имени ƒмитри€ јлександровича √урьева, который ведал фарфоровым производством во времена царствовани€ јлександра I. ќн был главой  абинета ≈го »мператорского ¬еличества, и именно за счЄт императорских дотаций существовал »мператорский фарфоровый завод. ¬ эти времена произошЄл расцвет русского классицизма, выразившийс€ в стиле «ампир».

–азвитие производства фарфора в начале 19 века

√урьев не просто наблюдал за фарфоровым производством, а решил совершенствовать его. ќн пригласил высококлассных специалистов по технологии производства фарфора: ‘ранца √аттенбергера, профессора технологии ∆еневского университета (в 1803 г. он и стал директором завода), из Ѕерлинской королевской мануфактуры пригласил Ўульца — арканиста (это составитель фарфоровой массы), Ўрейбера — механика и «ейфферта — обжигальщика.

¬ это же врем€ на завод привлекли художников: —тепана ѕименова — известного скульптора јлександровской эпохи (он был адъюнкт-профессором јкадемии художеств), из —евра приехали ∆ак-‘рансуа —вебах, јнри јдам и ƒени ћоро.   ним присоединилс€ севрский токарь ‘ердинанд ƒавиньон.

ќсобенности √урьевского сервиза

√урьевский столовый сервиз (заказанный √урьевым дл€ јлександра I) считалс€ парадным, предназначалс€ дл€ «имнего дворца и был рассчитан на 50 персон. ≈го хранили в поко€х супруги јлександра I — ≈лизаветы јлексеевны.

—тепан ѕименов, ставший модельмейстером »мператорского фарфорового завода, разработал художественный проект сервиза.

√урьевский сервиз выполнен в красно-коричневых тонах с золотом — такие гамма считаетс€ парадной. ‘арфор сервиза украшен сценами из кресть€нской жизни и пейзажами ѕетербурга, ћосквы, ѕетергофа и √атчины, которые перенесены с картин и гравюр художников: јндре€ ”хтомского, —тепана √алактионова, —емЄна ўедрина и ‘Єдора јлексеева.

ј из€щные фарфоровые скульптуры в виде сельских юношей и девушек с корзинами, чашами и вазами над головой, служат декоративным поддерживающим элементом предметов √урьевского сервиза, которые сто€т на ножках или подставках.

–азвитие фарфорового производства в –оссии
ѕредметы из √урьевского сервиза. »зготовлены в стиле јмпир.

ѕричины по€влени€ простых людей на фарфоре

–исунки кресть€н на √урьевском сервизе по€вились неспроста. Ёта фарфорова€ посуда прославл€л народ, одержавший победу в ќтечественной войне 1812 года.
ќтечественной войне 1812 года была посв€щена и сери€ ¬оенных тарелок, на которой были изображены офицеры и солдаты всех родов войск.

¬ то же врем€ стали по€вл€тьс€ фарфоровые чашки с портретами императоров, полководцев и видных де€телей эпохи.

—тали делать больше ваз

ѕри јлександре I и до конца 60-х годов 19 века выросло производство ваз. ¬ декоре художественных фарфоровых издели€х стало больше золота, сюжеты фарфоровой живописи, в большинстве своЄм, были батальными и видовыми.  ак и прежде, фарфоровые заводы продолжали изготовл€ть уникальные дворцовые сервизы.

‘арфоровый завод в николаевские и александровские времена

¬о времена правлени€ јлександров (II и III) и Ќикола€ I были изготовлены фарфоровые сервизы, практически, дл€ всех резиденций ѕетербурга. —ервизы различались по художественным стил€м.

ќдним из ведущих направлений было «русское». » вот в этом стиле, на основании исторических и этнографических сведений, по проекту известного учЄного ‘. —олнцева, на »‘« изготовили сервиз дл€ Ѕольшого  ремлевского дворца в ћоскве и сервиз ¬еликого кн€з€  онстантина Ќиколаевича (¬  Ќ).

–азвитие фарфорового производства в –оссии
—ервиз ¬  Ќ, фарфор, »‘«

–азвитие фарфоровой живописи в –оссии

Ќиколаевский фарфор поражал тонкой работой живописцев (хот€, наверное, их правильнее было бы назвать вазописцами). –исунок ваз виртуозно копировал великие произведени€ –афаэл€, Ћеонардо да ¬инчи, “ициана,  орреджо, ћурильо и других художников эпохи ¬озрождени€, которые были, большей частью, в коллекции Ёрмитажа.

–азвивалась и иконопись по фарфору, портретна€ и миниатюрна€ живопись. »мператорский фарфоровый завод был признанным лидером в фарфоровой живописи, что подтверждалось дипломами всемирных выставок в Ћондоне, ѕариже и ¬ене.

ћузей »‘«

¬ 1844 году был столетний юбилей »мператорского фарфорового завода, к которому при нем основали музей. ѕервыми экспонатами его коллекции стал фарфор из кладовых «имнего дворца.

ј при јлександре III было прин€то рациональное и полезное решение — делать высокохудожественный фарфор в 2 экземпл€рах — дл€ двора и дл€ музе€.

”гроза закрыти€ »‘«

ќднако, јлександр II не очень интересовалс€ »‘«, при нЄм сократилось производство фарфора, выпускали только праздничные поднесени€ ко двору (пасхальные и рождественские). ¬сЄ постепенно затухало. ”меньшились и размеры изделий, более скромным стал декор и отделка. ћастера, в основном, копировали восточную и европейскую керамику. ѕодумывали даже о закрытии производства, которое не приносило прибыли.

Ќова€ жизнь »‘«

Ќикто не вечен. »мператором стал јлександр III, который спас »‘« от закрыти€. Ќа заводе активизировалось производство, јлександр III интересовалс€ фарфором, по€вились заказы на крупные сервизы: « оронационный» и сервиз с рисунками –афаэлевских лоджий в ¬атикане (которые редактировал лично император).

’удожественный вкус императора существенно повли€л на художественный стиль фарфорового завода. јлександр любил вазы: китайские и €понские, цветные глазури, терракоту. — его подачи подглазурна€ живопись стала активно использоватьс€ на »‘«.

‘арфор во времена Ќикола€ II

  концу 19-началу 20 века производство фарфора усовершенствовалось за счет внедрени€ новых современных технологий и оборудовани€. ¬ысокий уровень развити€ художественных технологий в сочетании с научными достижени€ми способствовал по€влению промышленного (химического и электротехнического) фарфора, (который и сейчас используетс€, например, в электрических изол€торах).

Ѕольшие заказы на сервизы поступили от императрицы јлександры ‘Єдоровны. ¬ результате по€вились сервизы «јлександринский» и «÷арскосельский».

ј дл€ Ќикола€ II »‘« выпустил серию военных тарелок с военными в мундирах времен јлександра III и фарфоровые скульптуры серии большой этнографической достоверности «Ќароды –оссии» (их изготовили по модел€м ѕ.  аменского). —ери€ призвана была укрепл€ть идеи русской государственности.

–азвитие фарфорового производства в –оссии
јрхангельска€ женщина из серии Ќароды –оссии.

¬ начале 20 века завод сотрудничает с большими русскими художниками из объединени€ «ћир искусства»: —омовым, Ћансере и „ехониным.

–азвитие фарфорового производства в –оссии
¬люблЄнные. јвтор —  онстантин —омов. »‘«

¬ дореволюционные годы завод находилс€ в образцовом состо€нии и по части технологии, и художественных достижений.

»сточник

–убрики:  »скусство
ћетки:  


ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



Viktorialka   обратитьс€ по имени ¬торник, 27 јвгуста 2013 г. 21:34 (ссылка)
»здели€ из фарфора просто великолепны.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку