-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Konstancia

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 29.07.2010
«аписей: 31266
 омментариев: 39081
Ќаписано: 71005


 ј  –џЅј„»Ћ» ЌјЎ» ѕ–≈ƒ »? —“ј–»ЌЌџ≈ ѕ–»ћ≈“џ » —”≈¬≈–»я

—реда, 29 ‘еврал€ 2012 г. 14:56 + в цитатник

«а€длые рыбаки – как известно, народ суеверный. “ак повелось с давних пор.

ќни, например, не люб€т, чтобы по дороге к берегу встречный пожелал хорошего клева, остерегаютс€ давать в чужие руки свое снар€жение, воздерживаютс€ от подсчета улова до окончани€ рыбалки.    

— другой стороны, всегда рады встрече с калекой в преддверии желанного зан€ти€, наивно целуют первую мелкую рыбешку, аккуратно сн€в с крючка, а затем отпускают обратно «за папой – за мамой – за дедом – за бабкой». ћногие поверь€ сохранились с незапам€тных времен.

“ак, кое-где перед началом рыбной ловли наливают на донышко стакана немного гор€чительного напитка, а затем выплескивают его в воду. Ќехитрый обр€д называетс€ «налить ƒеду», то есть задобрить духа воды, чтобы добитьс€ его благосклонности.

ј какие еще «правила» соблюдали рыболовы в далеком прошлом?

— —насти

—читалось, что более удачливым будет тот невод, нити дл€ которого спр€ла беременна€ женщина, и не в любое врем€, а в период полнолуни€. Ќесколько нитей плели загод€, 30 марта, в день почитани€ јлексе€ – Ѕожьего человека, который, по преданию, переплыл море в решете и с тех пор стал покровителем всех рыбаков.

ѕодбира€ материал дл€ удилища, обычно отдавали предпочтение орешнику, да еще и не любому-вс€кому, а тому, что растет непосредственно в муравейнике или хот€ бы поблизости от него.

»зготовленные снасти полагалось окуривать свечой, с которой отсто€ли заутреню перед ѕасхой. ќкуривание сопровождалось словами пожелани€: «—колько было в церкви народу, столько бы в моей ловушке рыбы. ¬се мои слова крепки да лепки. ћои слова – рот, зубы – замок, €зык – ключ, что в море (реку) брошен».

— ѕодготовка

—обира€сь на рыбалку, требовалось основательно подкрепитьс€ – по поверью, у сытого рыбака клев лучше. ∆елательно было всегда экипироватьс€ в одну и ту же одежду. ј еще считалось, что все приготовлени€ необходимо делать исключительно правой рукой. ѕредполагалось, что это обеспечивает поддержку ангела-хранител€.

’орошим предзнаменованием считалось выполнение перед рыбалкой какой-нибудь рутинной работы по хоз€йству (ничего удивительного, это настраивало на терпение в ожидании улова).  роме того, накануне следовало непременно про€вить доблесть в исполнении супружеского долга.

» это тоже объ€снимо в символическом плане, ведь в прошлом мужской половой орган называлс€ «уд», то есть сегодн€шние слова «удочка», «удилище», «удить» €вл€ютс€ однокоренными с ним (кстати, и «удача» тоже). “ак что выражение «удалой добрый молодец» имело когда-то, помимо прочего, и эротический смысл.

ѕеред отправлением полагалось сказать: «ѕойду € на реку быстру, на воду шустру. Ќа ней есть рыбки-трепетушки, быстрые резвушки. ј спущу € невод, как шелковый платок, и в этот неводок да в каждый поводок да попадет по рыбке».

— –ыбалка

–асположившись на месте рыбалки, следовало набрать крапивы, выжать из нее сок и натереть им ладони. ѕо поверью, после этого рыбу можно ловить голыми руками.  стати, помню из детства, как отец с при€тел€ми именно голыми руками добывали с мелководь€ налимов. ¬от только про крапиву ничего сказать не могу.

—ледующим шагом было угощение вод€ного кусочком имеющейс€ при себе пищи и небольшим количеством пить€. ”гощение сопровождалось словами: «ƒедушка ¬од€ной, вот тебе гостинец, прими да подмогни». ј в некоторых местах бросали в воду лапоть с порт€нкой: «Ќа тебе, черт, лапти, загон€й рыбу».

” старообр€дцев вообще было прин€то кидать табак с бранными словами.

Ќаживл€€ крючок, нужно было приговаривать: «–ыба свежа, наживка сальна, клюнь да подерни, ко дну пот€ни». «аветных слов на удачу в рыбной ловле было много. ќдни – покороче: «√осподом теб€ заклинаю, удачи в ловле прибавл€ю. ћаленька€ рыбка, проплывай, больша€ рыбка, угощение хватай! ƒа будет так!»

ƒругие – подлиннее: «ќкуни, щуки, вс€кие рыбы, идите ко мне, рабу Ѕожьему (им€), против быстрой воды, весенней реки. Ќазад не огл€дывайтесь и в сторону не отворачивайтесь. »дите ко мне, рабу Ѕожьему (им€), на утренней заре и на вечерней, в день под солнцем и в ночь под звездами, и под всей окружностью Ѕожьей. “ем словам ключ и замок, именем √осподним ƒухом —в€тым. ƒа будет так. јминь».

«абрасыва€ сеть, призывали: «»дите, рыба и мала€ рыбица, в мой матер невод, широку матню».

«акидыва€ удочку, велели: «»ди в воду, черв€чок, приманивай собой большую рыбу на крючок».

ѕервую рыбку, как и сегодн€, отправл€ли обратно в водоем, приговарива€: «ѕошли отца, пошли мать, пошли тетку, пошли д€дьку. ѕошли старших своих».

¬се заветные слова, разумеетс€, произносились шепотом, разговаривать во врем€ рыбной ловли категорически запрещалось.

— ѕосле рыбалки

Ќаши предки были уверены, что истинный рыбак должен вести себ€ достойно: ни в коем случае не хвалитьс€ уловом, ни за что и никому не рассказывать, на что ловил и как ловил. ¬ противном случае удача может отвернутьс€ навсегда и перейти к слушателю речей хвастуна. ƒа к тому же хвастунов порицали в общественном мнении.

ƒома первую из пойманных рыбин должен был съесть тот, кто ее поймал, и ни в коем случае нельз€ было отдавать ее коту. ј некоторые вообще первую заостроженную рыбу зарывали в землю – дл€ будущей удачи.

ƒа, суеверный народ – рыбаки. » похоже, так было всегда…

источник

–убрики:  »нтересное
»сторическое
ћетки:  


ѕроцитировано 1 раз



velskiy   обратитьс€ по имени „етверг, 19 јпрел€ 2012 г. 03:33 (ссылка)
—пасибо

ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку