-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Konstancia

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 29.07.2010
«аписей: 31081
 омментариев: 38984
Ќаписано: 70723


¬еликий пост перед ѕасхой

„етверг, 23 ‘еврал€ 2012 г. 19:06 + в цитатник

postѕасху от масленицы отдел€ли 40 дней ¬еликого поста, когда строго придерживались запрета не только на употребление скоромных блюд, но и на вс€кого рода развлечени€.
¬еликий пост — самый длинный из четырех, соблюдаемых православной церковью. » самый строгий: нельз€ есть даже постное масло и рыбу, запрещаютс€ курение и спиртное, все развлечени€, мужь€ должны спать отдельно от жен.
—трогий пост выдержать на прот€жении семи недель было непросто и дл€ большинства людей основными блюдами были постный борщ (с грибами, рыбой или просто маслом), капуста с маслом, картофельные, гороховые или круп€ные юшки, вареный картофель, кисель, клецки, каши. ѕо воскресень€м на стол ставили еще и пироги с кашей, горохом, фасолью, картошкой, капустой или вареники с такой же начинкой. ѕо-возможности, употребл€ли много хрена, редьки, квашеной капусты и соленых огурцов. ѕочти ежедневно варили компот.

¬еликий пост делитс€ на седмицы, то есть недели.  ажда€ из которых имеет свое названи€ и правила, установленные церковью.
ѕо насыщенности запретов выдел€етс€ перва€ недел€ поста, и особенно — его первый день – «жилавый» понедельник. ”тром этого дн€ не завтракали, а почти до дев€ти часов спали — «чтобы вдруг не нагр€нул  аси€н». ѕоследнего представл€ли как здоровенного мужика, который видит на весь мир, а лучше всего тех, кто рано встает: как гл€нет, так и человек и умрет.
«апрещалось в этот день употреблени€ гор€чих блюд. ѕо традиции пекли «жил€ники» — лепешки из ржаной муки, замешанные на воде и печеные без масла: их трудно было жевать, откуда и название — «жил€ники», которое перешло и на сам понедельник, ели их, приговарива€: «чтобы жилистым быть» с тертым хреном, заеда€ тертой редькой с солью. “огда же старались ничего не делать, особенно опасались пр€сть — «от пожара», «или потому что жилы будет крутить», «чтобы не было какого уродства».

¬ среду на четвертой неделе поста («крестопоклонна€» недел€) выпекали обр€довое блюдо — «кресты». Ёто была разновидность пресного печень€, но в форме креста. »ногда их перед выпечкой посыпали маком, который был известен как оберег от злых чар. ¬ тот же день их вкладывали в закрома с посевным зерном, частично скармливали волам, лошад€м. “ак же, вместе с зерном их вывозили на поле и (перед вспашкой борозды) закапывали по четырем углам пол€. ќстальные кресты разламывали на куски и тут же, на поле, съедали, дава€ часть скоту. »з запретов был широко известным ограничени€ ткать (пр€сть) в «крестопоклонную» среду.

¬ербна€ недел€

Ќа предпоследнюю неделю поста, в ¬ербную субботу, ид€ на церковную службу, несли с собой веточку вербы дл€ осв€щени€ в церкви. Ќа утрени в ¬ербное воскресенье их забирали и, нес€ домой, по дороге «били» встречных, а вернувшись домой, — каждого домочадца, приговарива€: «Ќе € бью, верба бьет, через неделю — ѕасха, неподалеку красное €ичко» или: «Ќе € бью, верба бьет, через неделю — ѕасха; расти большой, как ива, здоровый, как вода, богатый, как земл€».

Ётот обр€д имеет в основе воспоминание о том, как иудейский народ с ветв€ми финиковой пальмы, называют ее »ерусалимской вербой, встречал »исуса ’риста за 6 дней до его смерти. ѕоэтому и называют шестое воскресенье ¬еликого поста ¬ербным.
Ќу а в нашей стране вербу считают св€тым деревом, за то, что рано развиваетс€, передает человеку силу и здоровье.
ќсв€щенную вербу держат в красном углу, закладывают за образы, потому что имеет она магическую силу:
если веточки, которые втыкают в землю, прорастают, — девушка или парень пожен€тс€ в этот год;
осв€щенную вербу нужно было об€зательно посадить, желательно у колодца: тогда в нем будет вода хороша€.  огда в хоз€йстве растет св€та€ верба, то здесь будет и «хлеб родитс€, и скот плодитс€»;
в „истый четверг варили из веточек навар и до рассвета умывались им, «чтобы чистым быть»;
осв€щенными веточками вербы выгон€ли на ёри€ первый раз скот на пастбище;
дымом от гор€щей веточки вербы окуривали дом от вс€ческих напастий;
иву клали в воду, в которой купали больного ребенка;
пили из нее навар, когда болит голова;
верили, что осв€щенные ивовые ветви, брошенные против ветра, отвод€т бурю-грозу, а брошенные в плам€ тушат пожар.

ѕоследнюю неделю перед ѕасхой называют белой, чистой или ¬ербной. ќна наиболее важна€ в ритуальной практике поста.
„тобы пышно, торжественно встретить праздник, к нему готов€тс€ заранее. ¬ эти дни очищают все в хоз€йстве:
очищают стены домов, разрисовывают дымоход, бел€т дом и снаружи;
украшают бумажными или дерев€нными голубками и писанками красный угол;
перед образами, которые еще до ѕасхи специально покупали на €рмарках, в углу вешают также украшени€ из соломы — «пауки», за образы закладывают засушенные цветы;
застилают столы, сундуки коврами, вешают их на жердь;
вывешивают лучшие праздничные полотенца; особенно — на длинные р€ды икон (специальные полотенца, изготовленные мастерами, — «образники», «занавески»).
  ѕасхе, как и к –ождеству, родители покупали дочер€м, которые были на выданье, украшени€, а маленьким дет€м — подарки: конфеты, пр€ники, свистульки.

 

„истый четверг 

—амый важный день ¬ербной недели — четверг. ≈го называют —трастным или „истым.
ѕо сей день в некоторых домах выкатывают, выливают из воска свечи — “роицу. “акие свечи готов€т к —пасу,  рещению, чаще же — к „истому четвергу. ќдна свеча — солнцу, друга€ — покойным рода, а треть€ — за здоровье и счастье живых. ѕорой такую свечу украшали осв€щенной на ћакове€, “роицу зеленью.
«ажженную на богослужении свечу несут домой в специальных керамических сосудах. ¬ народе такую свечу называют страстной. ѕо народному поверью, кто не донесет зажженную свечу домой, будет тому горе: если такой свечой пользуютс€ три года подр€д, то она будет иметь больше силы.
¬ерили также, что зажженна€ в грозу, эта свеча отведет молнию.

„удодейственную силу имел и крест, выжженный этой свечкой — дом беда проходить, на воротах — во двор не зайдет нечиста€ сила, зла€ собака, на уль€х, — пчелы хорошо роитьс€ будут.  онечно крест не вытирали до следующего „истого четверга.
¬ „истый четверг купают до рассвета детей, девушки умываютс€ в реках, озерах или в одежде заход€т в воду.
ј еще гадают на красоту: собираютс€ на берегах рек, озер, ждут рассвета. «атем раздеваютс€, распускают волосы и прыгают в воду, приговарива€: «¬ода, на тебе русую косу, дай мне девичью красоту».
Ѕытовал обычай пр€дени€ «четверговой нити». ќна пр€лась до рассвета на пороге дома левой рукой. ѕри том веретено крутилось от себ€, а нить закручивалась слева направо. “акую нить считали полезной «от вс€кой боли»; ней обводили вокруг пол€ дл€ оберега посева от воробьев; говорили, что если вз€ть ее на ѕасху на могилки, можно «увидеть» умерших родственников.
 ое-где в этот день выпаривали соль, называли ее «четверговой» и специально хранили как оберег.
¬ „истый четверг колют поросенка.  огда был обычай печь три пасхи — солнцу, покойным, живым. “о именно первую пекли в четверг, вторую — в п€тницу, а третью — в субботу. ѕо еще более древним обыча€м, в „истый четверг ели кутью.
ѕродолжают работу по хоз€йству, по дому и в —трастную п€тницу. ¬ последнее врем€ это основной, (вместе с субботой) день, когда пекут куличи.

ƒобавьте в закладки посто€нную ссылку.
–убрики:  Ќародные премудрости
„еловек
ћетки:  

ѕроцитировано 12 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



MURMANHTANKA   обратитьс€ по имени „етверг, 23 ‘еврал€ 2012 г. 19:15 (ссылка)
—пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Liddy   обратитьс€ по имени „етверг, 23 ‘еврал€ 2012 г. 19:43 (ссылка)
Konstancia, спасибо, очень интересна€ и детальна€ информаци€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Batriana   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 24 ‘еврал€ 2012 г. 16:31 (ссылка)
.
987072196 (600x399, 33Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку