-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Konstancia

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 29.07.2010
«аписей: 31408
 омментариев: 39399
Ќаписано: 71466


„етки - компьютер древности

ѕ€тница, 20 январ€ 2012 г. 13:11 + в цитатник

 артинка 73 из 149581ќ своей коллекции рассказывает один из крупнейших отечественных собирателей четок, доктор исторических наук, профессор, руководитель ÷ентра азиатских и тихоокеанских исследований »нститута этнологии и антропологии –оссийской академии наук – Ќатали€ ∆уковска€


– я собираю четки уже более тридцати п€ти лет. Ќа сегодн€шний день в моей коллекции 562 экземпл€ра. — чего она началась? я всю жизнь изучаю этнографию, в основном, монголо€зычных народов – монголов, бур€т, калмыков. ¬се они в прошлом кочевники. »х культура, религи€ – буддизм и шаманизм – предмет моего особого интереса. ƒес€тки раз € выезжала к ним в экспедиции. » в ходе одной из них началась мо€ коллекци€.

„то такое четки? я искала дл€ себ€ определени€. Ќо в каждой религии на первый план выступает что-то свое. ¬ буддизме – медитаци€, в исламе и христианстве – отсчет молитв и их наращивание.  роме того, везде заложена и определенна€ философска€ концепци€. ќтсюда выбор определенного числа зерен. » форма часто имеет значение, и материал. ѕочему одни четки используют практики тантры, а другие – буддистымир€не? Ёто что-то вроде древнего компьютера, в котором заложено несколько программ. ¬о-первых, программа самосовершенствовани€. ¬о-вторых, программа философского знани€, понимани€, осмыслени€ мира. ≈сть и терапевтический аспект, успокаивающее действие четок.

ћ”—”Ћ№ћјЌ— »≈ „≈“ »

ћусульманские четки дл€ общесемейных молитв. ƒерево.  абардино-Ѕалкари€.

– Ёти четки ручной работы. Ќарублено, обточено и выварено в отваре из коры вишневого дерева. ќтсюда такой при€тный цвет. ѕричем, видно, что эти четки рассыпались и дополн€лись какими-то новыми зернами и даже монетами. ћонеты, наверное, нужны как разделители. —корее всего, четки делались дл€ коллективной молитвы в семейном кругу. Ёто наш кавказский северный ислам. ¬ нем очень живы народные традиции. » сколько € ни расспрашивала наших арабистов-исламоведов, видели ли они в странах классического ислама четки такого размера – вы€снилось, что никто и никогда. «десь 495 звеньев – через каждые 33 зерна даетс€ разделитель. ѕолучаетс€ такой миниминарет. ѕ€тнадцать раз по 33.

 

ћусульманские четки из наростов на корн€х деревьев. —еверный  авказ. 

– Ёти авторские четки принадлежали какому-то мулле из  абарды, жившему в сельской местности. ƒругих таких в мире нет. —деланы из наростов на корн€х деревьев – и все разной формы и размера, ни одного похожего зерна. ќчевидно, зерна собирались несколько дес€тилетий. “ут их 66, значит, дважды по 33.

 

 

ћусульманские четки с изображением глаза. “урци€. – Ёти четки имеют зерна в виде глаза.

 

 

 

 

Ѕ”ƒƒ»…— »≈ „≈“ »

“антрические четки из человеческой кости. ћонголи€.

– ≈сть и четки-раритеты, про которые € могу сказать, что они существуют без преувеличени€ в единственном экземпл€ре. Ќапример, четки, которые делаютс€ из человеческого черепа. „ерепную кость дл€ тантрических четок берут только из области над переносицей. »менно здесь находитс€ так называемый «третий глаз» – всевид€щее око, или «сверхзрение», – свойство, которое обретает практикующий буддист после многолетних зан€тий медитацией. »з одного черепа можно вз€ть только одну такую косточку. » если у вас четки из 108 зерен, значит, на это пошло 108 черепов. ¬се сразу начинают говорить: «јх, сколько человек дл€ этого убили!» Ќичего подобного! ƒело в том, что на такие четки идут черепа только высоких духовных личностей, достигших своего статуса при жизни, но умерших об€зательно своей смертью. „ереп убитого не годитс€ дл€ такой цели.

¬от они, мои самые великие четки: 21 зерно в честь 21 формы богини “ары. «десь сама€ насто€ща€ черепна€ человеческа€ кость. 21 зерно – и все вз€ты из области «третьего глаза». Ёто тантрические четки, которые учитель передает ученику, а тот своему ученику и далее.

 ак они мне достались? ≈дем экспедицией по ћонголии, по голой степи. ¬идим юрту. ” нас часто так бывало: заедем, попьем чайку – и дальше в путь. “ем более что монгольский чай очень похож на наш суп. Ёто чай с молоком, со сливками, с солью, кусочками м€са и поджаренной мукой. Ќо когда мы вошли в эту юрту, то стало €сно, что не нас будут кормить, а нам придетс€ кормить. Ќа кровати лежал человек при смерти в одежде ламы. —ерое лицо, пошевелитьс€ не может. ћы попытались у него что-то спросить, но он не мог говорить.

“огда € дала команду: быстро разжигаем огонь в очаге, готовим из наших продуктов чай с молоком… ¬ общем, напоили его чаем. ќн пыталс€ что-то сказать и дал вот эти четки.

 онечно, такие четки должны были достатьс€ его ученику. Ќо тогда были годы, когда ламы только начали возвращатьс€ из лагерей. ¬се они пробыли там лет по 25. ѕоэтому у того ламы даже из родни никого не осталось, но об этом мы узнали уже потом, доехав до населенного пункта… “ак и жил он, на отшибе, за много километров от ближайшего поселка. ќн пон€л, что € тут за главного. » мне свои четки, умира€, передал.

я, конечно, в тот момент пон€ти€ не имела, из чего они сделаны. я-то решила, что так выгл€дит камень, если его очень долго полировать в руках… » только несколько лет спуст€ € показала эти четки одному нашему антропологу, специалисту по кост€м, который сказал: «ќ, дорога€, поздравл€ю теб€, эта кость вот отсюда (и показал место над переносицей), каждое зерно».

“ак € узнала, что это за материал. Ќо это еще не все.  ак-то ко мне приехала женщина из  алмыцкого лице€ города Ёлисты. —идим мы с нею, вместе четки перебираем. ƒоходим до этих четок. ¬друг ей стало плохо, и она стала сползать со стула. я, честно говор€, решила тогда, что она просто устала. ј потом на выставке в Ёлисте случилось то же самое. я веду экскурсию, подходим к стенду, где они находились, € еще рот не успела открыть, как кака€-то девушка: «јх!» – и тоже стала сползать. я сразу вспомнила ту ситуацию. » поскольку € знаю, кака€ мощна€ сила целой династии духовных учителей заложена в этих четках, то сказала себе: «’ватит!» Ёто был первый и последний раз, когда € дала их на выставку.

“радиционные тибетские четки из кости животных и человека. 108 зерен. –азделители из бирюзы и коралла.

– ¬ ћузее естественной истории, в ¬ашингтоне есть четки из человеческой черепной кости. ¬ том же музее, в киоске, где продавались тибетские предметы культа, € увидела очень похожие. », конечно, сразу решила приобрести. ѕусть это и не черепна€ кость, но все же человеческа€. ¬ “ибете ведь умерших не хорон€т, а оставл€ют их тела как подношени€ птицам. ѕотом некоторые кости выбирают и в редких случа€х используют дл€ изготовлени€ св€щенных предметов. Ќо в данных четках в основном кость животных. “от же специалист по кост€м сказал мне, что есть и человеческа€, но черепной ни одной нет. я носила их одному из наших лам, который работает в буддийском представительстве в ћоскве. ќн потрогал, а потом долго-долго мыл руки. Ёто правильно. ѕосле «общени€» с четками надо мыть руки. ¬едь четки, например, на —еверном  авказе часто извлекают из склепов.

 

“антрические четки из дерева с зернами в форме человеческого черепа. япони€.

– “акие четки используют в тантрическом буддизме. я много лет искала подобные. ¬ы€снилось, что в японии это не проблема. ¬ ритуалах практиков тантры очень важным €вл€етс€ переход из этой жизни в следующую. „ереп здесь символизирует освобождение от плоти.

 

 

„етки-браслет из дерева.  итай.

– Ќа каждом зерне этих четок написано им€ Ѕудды «неизмеримого света» јмитабхи. ¬ центр наверши€ вмонтировано его изображение. “акие четки используют амидаисты – китайские и €понские поклонники јмитабхи. ќни нос€т на руке браслет, перебира€ зерна и многократно повтор€€ начертанную на них сакральную формулу.

 

Ѕуддийские четки из керамической пасты. ёго-¬осточна€ јзи€.

– ѕосмотрите, здесь каждое зерно – это лицо со своим особым характером. ќдин смеетс€, другой злитс€, третий раскрыл рот, что-то произносит. Ёто могут быть лица конкретных монахов, но, скорее всего, это просто какие-то обобщенные образы, возможно, состо€ний человеческой души. ¬сего их 27, это четверта€ часть от 108, то есть от классического числа зерен в буддийских четках.

 

Ѕуддийские четки из персиковых косточек. япони€.

– ѕервые четки с вырезанными на зернах лицами € приобрела в японии. я не сразу пон€ла, из какого они материала. «ерен было 18, на каждом было вырезано лицо. ¬ этих зернах чувствовалось что-то неуловимо знакомое. » вдруг € пон€ла, что это обычна€ персикова€ косточка, просто хорошо отполированна€ и готова€ к тому, чтобы мастер-резчик мог изобразить эти лица.  акое-то врем€ спуст€ в ћоскве € показала эти четки знакомому €поноведу, дипломату и ученому √.≈.  омаровскому, который несколько дес€тков лет провел в японии. —просила его, можно ли определить, кто изображен на этих четках. Ќе задумыва€сь, он перечислил €понские имена всех 18 учеников Ѕудды, добавив, что у каждого из них есть специфические черты, отчего их невозможно спутать.

Ѕуддийские четки из фарфора.  итай.

– Ёти четки из фарфора. —деланы по всем правилам, да еще на каждом зерне написан иероглиф долголети€, что в  итае чрезвычайно ценитс€.

 

 

 –»ЎЌј»“— »≈ „≈“ »

 ришнаитские четки из кедра. –осси€.

–  ришнаиты делают четки, не сруба€ ветвей. »спользуют опавшие или сбитые ураганом ветки. „етки продаютс€ вместе со специальным мешочком. »х не вынимают, а пр€мо в этом мешочке, что висит на шее, перебирают во врем€ молитв. “ак удобнее. Ќа мешочке изображен основатель ќбщества сознани€  ришны Ўрила ѕрабхупада.

 

 

«„≈–Ќјя Ѕ»∆”“≈–»я» »« ѕќЋ№Ў»

 атолические четки периода «черной бижутерии». ƒерево, обв€занное черной нитью. ѕольша.

– Ёти польские четки попали самым банальным способом – были куплены в антикварном магазине на јрбате. »мели они несколько ободранный вид, и дл€ мен€ это €вилось доказательством того, что они долго находились в чьих-то руках, а это очень важно. „исло зерен не соответствовало классической цифре в католических четках.

¬ истории ѕольши был такой период, который называлс€ периодом «черной бижутерии». —в€зан он был с польским национальным восстанием 1863-1864 гг. ѕосле подавлени€ восстани€ царскими войсками в стране был объ€влен сбор средств на восстановление ¬ойска ѕольского. ƒамы из шл€хетских семейств жертвовали имевшиес€ у них драгоценности: ожерель€, диадемы, кольца, браслеты, четки. ј вместо них заказывали украшени€ из дерева, которые оплетали траурной черной нитью.

¬от и эти четки – дань поминовени€ павших. «ерен должно быть 44, а не 55, как прин€то в укороченном варианте католических четок, и тем более не 155, как в полном. ќказываетс€, склонный к мистике польский поэт и философ јдам ћицкевич в поэме «ƒз€ды», написанной задолго до восстани€, в 1823 г., зашифровал числовой символ того, кто придет и спасет ѕольшу. Ётот символ так и не разгадан: «…ј им€ его 44»…

’–»—“»јЌ— »≈ „≈“ »

ѕравославные четки из ниток. –осси€ (черные) и —ерби€ (белые).

– ¬ православии долгое врем€ считалось, что четками могут пользоватьс€ только монахи. Ќо сейчас четки делают при каждом монастыре и продают любому верующему. ’от€ мир€нам в принципе нельз€ пользоватьс€ четками; если уж они ими пользуютс€, то пусть хот€ бы не делают этого в храме.

 

 

„етки из хлебного м€киша. ѕравославна€ (дохалкидонска€) јрм€нска€ јпостольска€ ÷ерковь.

– Ёто всего лишь хлебный м€киш. Ќа нем выдавливаетс€ рисунок. ѕотом его покрывают краской и поверх нее кладут лак. „етки похожи на мусульманские, хот€ арм€не – христиане. ’ристианские и мусульманские четки иногда бывают очень похожи. Ќаиболее характерное число зерен дл€ мусульманских четок 33. Ёто треть от 99. ѕоследн€€ цифра символизирует 99 имен јллаха, упом€нутых в  оране. ¬ христианских четках также часто встречаетс€ 33 зерна. Ќо это уже символ 33 лет земной жизни ’риста.

 

 

—тарообр€дческие четки. јрхангельска€ область или —ибирь.

 

 

 

 

—тарообр€дческие четки – лествица. “емные – из јрхангельской области, светлые, погребальные, – из ѕоволжь€.

– ј это старообр€дческие четки. “емные – очень старые, €вно не один дес€ток лет были в обращении. Ѕела€ лествица – погребальна€. ≈е человек делает себе на смерть с тем, чтобы ему эту вещь положили в гроб.

 

 

 

—увенирные четки из «биль€рдного шара». јрмени€.

Ќа этих четках с одной стороны изображены цари древней јрмении, а на обороте – портреты фидаинов-смертников, которые боролись с турецкими угнетател€ми в период господства ќсманской »мперии.

 

»сточник

–убрики:  »нтересное
»сторическое
ћетки:  


ѕроцитировано 7 раз



lady_confidence   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 20 январ€ 2012 г. 22:15 (ссылка)
ќчень интересно! ќгромное спасибо:) «абрала к себе в дневничок:)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку